Упражнения для развития внимания

Нередко родители сетуют: «Наш ребенок очень невни­мательный — и 5 минут не может посидеть на одном месте, да и в садике жалуются, что на занятиях постоянно отвлекается, даже короткую сказку не может дослушать до конца». Именно внимание во многом определяет, как идет развитие ребенка и в раннем, и в садовском, и в школьном возрасте.

Качества внимания переменчивы. Например, в тревожном состоянии или при утомлении снижается способность к его концентрации, сужается объем воспринимаемой информации. Но внимание можно целенаправленно развивать. Предложенные ниже упраж­нения-игры помогут вашим детям в этом.

1. Заметь все

Разложите в ряд 5-7 (до 10) предметов или картинок, закройте их. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закройте их и предложите детям перечислить все предметы, которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросите у детей, в какой последователь­ности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова покажите все на 10 секунд. Предложите детям опре­делить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, предложите сказать, какого цвета каждый из них.

2. Ищи безостановочно

В течение 10-15 сек. предложи­те ребенку найти вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).

3. Поиск предмета

Играющие дети выходят из комнаты. В это время положите маленький предмет (значок, колечко, ластик) на видное место. Играющие по очереди входят в комнату; им разрешается сделать один круг по комнате и назвать, какой же новый предмет появился. Тот из детей, кто с задачей не справился, со штрафным очком переходит в следующий тур.

4. Кто внимательнее

Предложите ребенку отвернуться и спросите его о деталях вашей одежды или окружающего интерьера.

5. Развиваем внимательность и наблюдательность

Выберите водящего. Остальные играющие принимают определенные позы, которые водящий должен запом­нить. Затем он выходит из комнаты, а играющие должны сделать определенное количество изменений (по договоренности) в одежде, в позах. Вошедший водящий должен вернуть всех в исходное положение. Если водящий нашел все изменения, то у него хорошая наблюдательность.

6. Зеркало

Встав напротив, показывайте ребенку движения. Он — «зеркало», должен их отображать.

7. Сонное зеркало

Разнообразьте предыдущую игру, объяснив ребенку, что «зеркало» не выспалось и поэтому повторяет движения с запаздыванием на одно.

8. Повторяем движения

Еще один вариант этой игры. Вы показываете какие-то движения, а дети должны их повторять, кроме одного или двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх — дети должны хлопнуть в ладоши; при положении «руки в стороны» — топать ногами. Тот, кто ошибся, сам становится ведущим.

9. Ищем ошибки в тексте

Приготовьте два варианта недлинного текста, во второй внесите несколько изменений. После прочте­ния обоих вариантов дети на листе записывают заме­ченные отличия. Победитель тот, кто заметил все.

10. Сравниваем картинки

Предложите детям найти отличия в сходных, но различающихся нюансами картинках.

11. Найди слово

Предложите ребенку отыскать слова, спрятавшиеся в других словах: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

12. Перепутанные линии

Предложите ребенку без помощи карандаша, лишь взглядом проследить от начала до конца линию, переплетающуюся с другими линиями.

13. Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев

Предложите детям короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (можно специально «организо­вать» некоторые шумы).

Эту игру можно провести как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

14. Парные картинки

Приготовьте несколько пар одинаковых картинок — вы сможете их нарисовать вместе с ребенком, разрезав картон на квадраты. С 5-6-летним ребенком можно начать игру, взяв 12 пар, но запасите их побольше, чтобы позже добавить для усложнения и интереса (младшие подростки могут играть уже с полусотней пар).

Разложите все карточки на столе картинками вниз и хорошо перемешайте. Разложите их рядами, в прямоугольник. Играющие открывают по очереди любые две карточки, так чтобы всем хорошо были видны картинки. Если найдены две одинаковые, игрок забирает их себе, если это не пара — возвращает на место, вновь перевернув изображениями вниз. Ходит следующий игрок. Победитель тот, кто собрал больше пар.

Постепенно игру можно усложнять: например, условиться о праве дополнительного хода для игрока, нашедшего пару: или, если игрок ошибся, открыв вторую карточку, а потом вспомнил месторасположение нужной ему карточ­ки, он имеет право открыть третью карточку: при ошибке очередь в любом случае переходит к другому игроку.

Играя в предложенные выше игры со своими детьми, меняйтесь ролями, предлагая и ребенку выступить в качестве ведущего и загадывать эти задания вам, чтобы он был равноправным партнером. Пусть ребенок чувствует по вашему настроению, что вы играете с ним, потому что вам это приятно. Не заставляйте ребенка играть в эти игры, «потому что есть проблемы со вниманием».
 

 

Психолог УЗ «ГКДПД»         А.В. Леуненно