Как общаться с маленьким ребенком

Очень часто мы, родители, чувствуем себя неуверенно в вопросах воспитания собственных детей. Мы обращаемся за помощью к родным, ищем поддержки у знакомых и педагогов. Знание основных принципов общения с малышом поможет открыть новые собственные возможности и придаст вам больше уверенности. Мы надеемся, что эти материалы могут стать источником вдохновения и хорошим началом взаимодействия с вашим ребенком в повседневных жизненных ситуациях.

Показывайте ребенку положительные чувства - покажите, что вы любите своего ребенка. Даже очень ма­ленькие дети, которые не понимают, что вы говорите, и сами не могут говорить, воспринимают ваше выра­жение любви и радости, печали и гнева. Когда знака­ми привязанности, улыбкой, разговором и другими выражениями радости и энтузиазма вы показываете заботу и любовь, вы вызываете у ребенка чувство на­дежности и общности.

Попытайтесь понять потребности и желания своего ребенка, подстраивайтесь при любой возможности под его инициативу. Чтобы ваши отношения с ребен­ком были максимально гармоничны, необходимо, что­бы вы внимательно относились к состоянию, чувствам и желаниям своего ребенка. Легче наладить хороший диалог, если вы попытаетесь подстраиваться под ре­бенка и следовать тому, чем он занимается.

Говорите с ребенком о том, чем он заинтересовался, и попытайтесь начать «разговор» жестами, звуками и выражением чувств. Этот ранний «разговор» взглядами, жестами, звуками, улыбками и положительными эмоциями важен для развития тесной привязанности между вами и вашим ребенком. Эта ранняя форма контакта также важна для обучения общению и является основой развития речи.

Хвалите и одобряйте ребенка, показывайте, что вы цените то позитивное, что он пытается делать. Через эти позитивные реакции и объяснения, почему это хорошо, ребенок учится тому, что является хорошим и правильным. Он также учится тому, чего вы желаете и каких действий вы от него ожидаете. Прежде всего, это важно, потому что ваше одобрение действий ребенка и похвала являются основой его чувства собственного достоинства, уверенности в себе и инициативности.

Помогите ребенку сконцентрировать внимание на том, что вы вместе переживаете. Через взгляды, прикосно­вения и разговор с ребенком вы помогаете ему участ­вовать в том, что вы вместе переживаете и делаете.

Этим вы помогаете своему ребенку почувствовать и осознать переживания и впечатления, которые выделяются более четко и вызывают интерес. Совместные переживания важны для ощущения общности и для того, чтобы ребенок при вашем посредничестве мог узнать новое об окружающем мире. Выделите смысл того, что вы вместе переживаете. Говоря об этом, называя предметы и людей, показывая свои чувства, проявляя интерес и подчеркивая важность происходящего, вы помогаете своему ребенку связать переживания со смыслом, а значит – установить осмысленные отношения с окружающим миром.

Помогите ребенку лучше понять окружающий мир при помощи объяснений ваших мыслей о нем.

Через понятные объяснения — как происходят повсед­невные вещи, как переживания связаны друг с другом, каким образом вы думаете о том, что вы переживае­те - вы помогаете своему ребенку лучше понять окру­жающий мир и свое отношение к нему.

Помогите ребенку контролировать себя и понять, что отношения с окружающим миром имеют связи, которые можно предусмотреть.

Вашему ребенку необходимы руководство и помощь для того, чтобы научиться понимать и контролировать свои отношения с окружающим миром. Важно, чтобы ваш ребенок научился понимать связь между своими собственными действиями.

Литература:

Ч.Карстен Хундейде. Восемь принципов хорошего диалога. — ИРАВ, С-Пб, 1999

 

Психолог УЗ «ГКДПНД» А.А. Ничкасова