Самоопределение в профессии – один из самых важных выборов, которые делает человек в своей жизни. Найдёт ли он подходящую именно ему – это во многом может оказать влияние на гармоничное становление характера, самооценку и самоуважение, чувство удовлетворённости жизнью в целом. В идеале профессия поможет наиболее полно раскрыть личность и таланты человека. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга. Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».
Многие старшеклассники серьёзно подходят к решению вопроса «Кем быть?» и самостоятельно принимают вполне взвешенное решение. Но довольно часто некоторые ребята до самого конца школы не могут определиться с профессиональным маршрутом. Участие взрослых в этом случае может быть очень уместным. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам.
Причинами возможных затруднений при выборе профессии у подростков могут стать:
- слабая информированность об учебных заведениях;
- знакомство с небольшим кругом профессий;
- неумение оценить свои возможности;
- отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;
- отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно обдумать не только то, какое учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 3-5 лет. Нужно верно оценить объективные возможности – уровень учебной подготовки выпускника, материальные условия семьи и, главное – способности и склонности подростка.
Для того чтобы сделать обоснованный выбор, нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.
Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда.
По этому принципу профессии делятся на 5 групп:
Человек – человек
Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.
Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.
Человек - техника
Предметом труда выступает техника. Это профессии, связанные с обслуживанием техники.
Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер-строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.
Человек-природа
Деятельность человека связана с природой (живой и неживой). Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.
Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
Человек - знаковая система
Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.
Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.
Человек – художественный образ
Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.
Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.
Профессии предъявляют к человеку-работнику следующие требования:
Профессии типа «человек – человек»:
- умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях;
- устойчивое, хорошее настроение в процессе общения с людьми;
- потребность в общении;
- способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения людей;
- умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
- хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;
- умение находить общий язык с разными людьми;
- терпение;
- хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области.
Профессии типа «человек – техника»:
- высокая исполнительская дисциплина;
- аккуратность;
- практическое мышление;
- техническая фантазия;
- способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.
Профессии типа «человек – природа»:
- любовь к природе;
- дальновидность, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда;
- инициатива;
- самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;
- творческое мышление.
Профессии типа «человек – знаковая система»:
- хорошо развитое абстрактное мышление;
- воссоздающее воображение;
- сосредоточенность;
- устойчивость внимания;
- усидчивость.
Профессии типа «человек – художественный образ»:
- наличие способности к искусствам;
- творческое воображение;
- образное мышление;
- трудолюбие.
Вот пример значимых характеристик некоторых профессий.
ПОВАР. Характеристика профессии. Профессия типа «человек-техника». В обязанности входит приготовление и оформление блюд, кулинарных изделий массового спроса, различных диетических, заказных блюд, блюд национальной и зарубежной кухни. Несмотря на то, что повар пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества продуктов и требований потребителей. Работа повара интересная, творческая, но и трудная. Трудность эта обусловлена ручными технологическими операциями, значительным физическим напряжением, постоянным пребыванием на ногах.
Знания и умения. Повар должен знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии. Он должен уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование. Современные кухни предприятий оборудованы электропечами, набором различных машин для обработки продуктов, холодильными камерами.
Профессионально важные качества. Професии повара – одна из немногих, где обонятельные и вкусовые ощущения и восприятия являются основными профессионально важными качествами. Степень готовности блюда и его качество повар определяет по виду и цвету. Повар должен быть физически выносливым, иметь долговременную память, хороший объёмный и линейный глазомер, подвижные пальцы рук, обладать хорошей зрительно-двигательной координацией, умением концентрировать внимание. Ему нужны тонкое чувство времени, воспроизводящее воображение (способность, глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность.
Профессиональное обучение. Профессию повара можно получить в средних специальных учебных заведениях.
БУХГАЛТЕР. Характеристика профессии. Профессия типа «человек-знаковая система». В обязанности бухгалтера входит организация бухгалтерского учёта денежных средств, товарно-материальных ценностей, он занимается начислением заработной платы работникам данного предприятия или организации, начислением и перечислением взносов в социальное страхование, платежей в государственный бюджет, проведением анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, проводит инвентаризацию денежных средств, товарно-материальных ценностей, работает с банком, где хранятся временно свободные средства предприятия. Специализация в этой профессии зависит от конкретной сферы деятельности: бухучёт в промышленности, строительстве, торговле… Труд бухгалтера ответственный и напряжённый. Темп работы - с увеличением напряжения в отчётные периоды. В работе используется электронная вычислительная техника.
Профессионально важные качества. У работника должно быть хорошее зрение, так как ему постоянно приходится работать с различными документами и компьютером. Бухгалтеру необходимо иметь хорошую память, уметь концентрировать и распределять внимание, обладать способностью к абстрактному мышлению. Из личностных качеств необходимы оперативность, исполнительность, усидчивость и честность.
Профессиональное обучение. Профессию бухгалтера можно получить в высших, средних специальных учебных заведениях, а также на курсах.
Ошибки, которые допускают подростки при выборе профессии:
- Выбор профессии «за компанию».
- Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать, что тот вариант, который они предлагают, оптимален.
- Увлечение только внешней стороной профессии.
- Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
- Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
- Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
- Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
- Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
- Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.
Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы:
Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.
Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.
Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.
Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.
Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.
География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешнеэкономическая деятельность. Научная работа и преподавание.
История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.
Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.
Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.
Хореография. Исполнители. Преподаватели.
Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.
Если у вашего подростка есть трудности в выборе профессии, можно предложить ему предпринять следующие шаги:
- Познакомиться со справочниками для поступающих в высшие и средние учебные заведения.
- Посетить «Дни открытых дверей» в учебных заведениях.
- Познакомиться с информацией на сайтах учебных заведений.
- Получить индивидуальную профориентационную консультацию у психолога.
Порекомендуйте своему подростку в вопросе выбора профессии занять активную позицию, чтобы в будущем было меньше поводов сожалеть об ошибочном решении, принятом кем-то за него. А поэтому предложите своему старшекласснику (и поспособствуйте созданию условий для реализации) следующие ориентиры:
- Интересуйся внешкольными занятиями – кружками, секциями, клубами. Найди себе хобби. Пробуя силы в разных областях, человек лучше узнаёт самого себя, и это помогает найти своё место в жизни.
- Старайся больше узнать о разных профессиях, мысленно «примеряй» их на себя. Обращай внимание на теле- и радиопередачи, рассказывающие подробнее о специальностях. Используй возможности посетить профессиональные учебные заведения и предприятия – такие экскурсии обычно предлагают школы своим старшеклассникам. Пообщайся со специалистами-практиками, они изнутри знают важные нюансы конкретной работы, её плюсы и минусы.
- При выборе профессии деньги не должны быть единственным решающим фактором. Исследования показали, что сочетание внутренних (эмоциональных) мотивов и материальной стороны работы дают наибольшую удовлетворённость трудом и наивысшую продуктивность. «Очень важно, чтобы работа доставляла тебе радость – в ином случае ненависть к ней ты будешь испытывать не только с девяти до пяти, она будет отравлять твою жизнь круглосуточно», – так пишет в своей книге «Практическая психология для подростков или Как найти своё место в жизни» её автор (кстати, известный американский рок-музыкант) Ди Снайдер.
- Не гонись за «модными» специальностями. Избыток выпускаемых молодых специалистов может существенно затруднить дальнейшее трудоустройство. Так, некоторое время назад подобная ситуация коснулась юристов, бухгалтеров, экономистов. Достоверно узнать о том, какие специальности востребованы на рынке труда помогут специалисты центров занятости населения.
- Школьный психолог может предложить старшему школьнику некоторые профориентационные тесты, а совместное обсуждение их результатов может стать для подростка отправным пунктом в профессиональном самоопределении.
- Можно пройти развёрнутое профориентационное психологическое тестирование и консультацию в одном из специализированных центров, предоставляющих такие услуги подросткам. Поскольку данные услуги пользуются высоким спросом, об этом необходимо позаботиться заранее.
Развёрнутое профориентационное психологическое тестирование и консультация в городе Минске:
1) Республиканский центр профориентации молодёжи: г. Минск, пр.Независимости, 46; 293-79-48
Платно проводится компьютерное профориентационное тестирование и собеседование с психологом по его результатам; в случае необходимости (по состоянию здоровья) предлагается консультация физиолога; предоставляется информация о профессиях, а также об учебных заведениях республики – специальности, условия поступления, конкурс и проходные баллы последней вступительной кампании.
2) Сектор профориентации управления занятости населения Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома: г. Минск, ул. Брилевская, 3.
Бесплатно помогают с выбором професии детям-инвалидам; детям, лишённым попечения родителей; подросткам, не поступившим в учебное заведение и не трудоустроившимся после окончания школы. Проводится компьютерное профориентационное тестирование и собеседование с психологом по его результатам. Предлагаются различные профориентационные мероприятия. Имеется полная информация о профессиях, учебных заведениях, условиях поступления, возможностях профессионального обучения и трудоустройства по полученной специальности, о ситуации на рынке труда и услугах службы занятости.
3) Научно-методическое учреждение Белгосуниверситета «Республиканский центр проблем человека»: г. Минск, ул. Ленинградская, 16, к.105; 209-54-75
Платно проводится компьютерная психофизиологическая диагностика, в распечатанном виде выдаются её результаты – описание личностных особенностей, памяти, стрессоустойчивости, способностей к обучению и др., а также рекомендуемые направления профессиональной деятельности. Рекомендуется тестирование с 16 лет.
Психолог УЗ ГКДПД А.В. Леуненко