Справки в регистратуре по телефону
регистратура по адресу г. Минск ул. Я.Лучины, 6
+ 375 17 320 88 71
регистратура по адресу г. Минск ул. Одинцова, 63 кор. 2
+375 17 397 37 15

Предварительная запись на
платные услуги:

+375 17 317 87 13

Уважаемые посетители
Данный сайт является официальным сайтом учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр детской психиатрии и психотерапии».
За информацию (о режиме работы учреждения, номерах телефонах, и иной информации) размещенную на других сайтах, администрация учреждения ответственности не несет.

Ваш подросток на пути к профессиональному самоопределению

Самоопределение  в профессии – один из самых важных выборов, которые делает человек в своей жизни. Найдёт ли он подходящую именно ему – это во многом может оказать влияние на гармоничное становление характера, самооценку и самоуважение, чувство удовлетворённости жизнью в целом. В идеале профессия поможет наиболее полно раскрыть личность и таланты человека. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга. Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

Многие старшеклассники серьёзно подходят к решению вопроса «Кем быть?» и самостоятельно принимают вполне взвешенное решение. Но довольно часто некоторые  ребята до самого конца школы не могут определиться с профессиональным маршрутом. Участие взрослых в этом случае может быть очень уместным. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам.

Причинами возможных затруднений при выборе профессии у подростков могут стать:

  • слабая информированность об учебных заведениях;
  • знакомство с небольшим кругом профессий;
  • неумение оценить свои возможности;
  • отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;
  • отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно обдумать не только то, какое учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 3-5 лет. Нужно верно оценить объективные возможности – уровень учебной подготовки выпускника, материальные условия семьи и, главное –  способности и склонности подростка.

Для того чтобы сделать обоснованный выбор, нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.

Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда.

По этому принципу профессии делятся на 5 групп:

Человек – человек

Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.

Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.

Человек - техника

Предметом труда выступает техника. Это профессии, связанные с обслуживанием техники.

Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер-строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.

Человек-природа

Деятельность человека связана с природой (живой и неживой). Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.

Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

Человек - знаковая система

Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.

Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.

Человек – художественный образ

Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.

Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.

Профессии предъявляют  к человеку-работнику следующие требования:

Профессии типа «человек – человек»:

  • умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях;
  • устойчивое, хорошее настроение в процессе общения с людьми;
  • потребность в общении;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения людей;
  • умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
  • хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;
  • умение находить общий язык с разными людьми;
  • терпение;
  • хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области.

Профессии типа «человек – техника»:

  • высокая исполнительская дисциплина;
  • аккуратность;
  • практическое мышление;
  • техническая фантазия;
  • способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

Профессии типа «человек – природа»:

  • любовь к природе;
  • дальновидность, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда;
  • инициатива;
  • самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;
  • творческое мышление.

Профессии типа «человек – знаковая система»:

  • хорошо развитое абстрактное мышление;
  • воссоздающее воображение;
  • сосредоточенность;
  • устойчивость внимания;
  • усидчивость.

Профессии типа «человек – художественный образ»:

  • наличие способности к искусствам;
  • творческое воображение;
  • образное мышление;
  • трудолюбие.

Вот пример значимых характеристик некоторых профессий.

ПОВАР.  Характеристика профессии. Профессия типа «человек-техника». В обязанности входит приготовление и оформление блюд, кулинарных изделий массового спроса, различных диетических, заказных блюд, блюд национальной и зарубежной кухни. Несмотря на то, что повар пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества продуктов и требований потребителей. Работа повара интересная, творческая, но и трудная. Трудность эта обусловлена ручными технологическими операциями, значительным физическим напряжением, постоянным пребыванием на ногах.

Знания и умения. Повар должен знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии. Он должен уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование. Современные кухни предприятий оборудованы электропечами, набором различных машин для обработки продуктов, холодильными камерами.

Профессионально важные качества. Професии повара – одна из немногих, где обонятельные и вкусовые ощущения и восприятия являются основными профессионально важными качествами. Степень готовности блюда и его качество повар определяет по виду и цвету. Повар должен быть физически выносливым, иметь долговременную память, хороший объёмный и линейный глазомер, подвижные пальцы рук, обладать хорошей зрительно-двигательной координацией, умением концентрировать внимание. Ему нужны тонкое чувство времени, воспроизводящее воображение (способность, глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность.

Профессиональное обучение. Профессию повара можно получить в   средних специальных учебных заведениях.

БУХГАЛТЕР. Характеристика профессии. Профессия типа «человек-знаковая система». В  обязанности бухгалтера входит организация бухгалтерского учёта денежных средств, товарно-материальных ценностей, он занимается начислением заработной платы работникам данного предприятия или организации, начислением и перечислением взносов в социальное страхование, платежей в государственный бюджет, проведением анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, проводит инвентаризацию денежных средств, товарно-материальных ценностей, работает с банком, где хранятся  временно свободные средства предприятия. Специализация в этой профессии зависит от конкретной сферы деятельности: бухучёт в промышленности, строительстве, торговле… Труд бухгалтера ответственный и напряжённый. Темп работы - с увеличением напряжения в отчётные периоды. В работе используется электронная вычислительная техника.

Профессионально важные качества. У работника  должно быть хорошее зрение, так как ему постоянно приходится работать с различными документами и компьютером. Бухгалтеру необходимо иметь хорошую память, уметь концентрировать и распределять внимание, обладать способностью к абстрактному мышлению. Из личностных качеств необходимы оперативность, исполнительность, усидчивость и честность.

Профессиональное обучение. Профессию бухгалтера можно получить в высших, средних специальных учебных заведениях, а также на курсах.

Ошибки, которые допускают подростки при выборе профессии:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинение давлению родителей или других родственников, которые могут внушать, что тот вариант, который они предлагают,  оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.

Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы:

Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.

Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.

Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.

Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.

Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.

География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешнеэкономическая деятельность. Научная работа и преподавание.

История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.

Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.

Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.

Хореография. Исполнители. Преподаватели.

Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.

Если у вашего подростка есть трудности в выборе профессии,  можно предложить ему предпринять следующие шаги:

  • Познакомиться со справочниками для поступающих в высшие и средние учебные заведения.
  • Посетить «Дни открытых дверей» в учебных заведениях.
  • Познакомиться с информацией на сайтах учебных заведений. 
  • Получить индивидуальную профориентационную консультацию у психолога.

Порекомендуйте своему подростку в вопросе выбора профессии занять активную позицию, чтобы в будущем было меньше поводов сожалеть об ошибочном решении, принятом кем-то за него.  А поэтому предложите своему старшекласснику (и поспособствуйте созданию условий для реализации) следующие ориентиры:

  • Интересуйся внешкольными занятиями – кружками, секциями, клубами. Найди себе хобби.  Пробуя силы в разных областях, человек лучше узнаёт самого себя, и это помогает  найти своё место в жизни.
  • Старайся больше узнать о разных профессиях, мысленно «примеряй» их на себя. Обращай внимание  на теле- и радиопередачи, рассказывающие подробнее о специальностях.  Используй возможности посетить профессиональные учебные заведения и предприятия – такие экскурсии обычно предлагают школы своим старшеклассникам.  Пообщайся со специалистами-практиками, они изнутри знают важные нюансы конкретной работы, её плюсы и минусы.
  • При выборе профессии деньги не должны быть единственным решающим фактором. Исследования показали, что сочетание внутренних (эмоциональных) мотивов и материальной стороны работы дают наибольшую удовлетворённость трудом и наивысшую продуктивность.      «Очень важно, чтобы работа доставляла тебе радость – в ином случае ненависть к ней ты будешь испытывать не только с девяти до пяти, она будет отравлять твою жизнь круглосуточно»,  – так пишет в своей книге «Практическая психология для подростков или Как найти своё место в жизни» её автор (кстати, известный американский рок-музыкант) Ди Снайдер.
  • Не гонись за «модными» специальностями. Избыток выпускаемых молодых специалистов может существенно затруднить дальнейшее трудоустройство. Так,  некоторое время назад подобная ситуация  коснулась юристов, бухгалтеров, экономистов. Достоверно узнать о том, какие специальности востребованы на рынке труда помогут специалисты центров занятости населения.
  • Школьный психолог может предложить старшему школьнику некоторые профориентационные тесты, а совместное обсуждение их результатов может стать для подростка отправным пунктом в профессиональном самоопределении.
  • Можно пройти развёрнутое профориентационное психологическое тестирование и консультацию в одном из специализированных центров, предоставляющих такие услуги подросткам. Поскольку данные  услуги пользуются высоким спросом, об этом необходимо позаботиться  заранее.

Развёрнутое профориентационное психологическое тестирование и консультация в городе Минске:

1) Республиканский центр профориентации молодёжи: г. Минск, пр.Независимости, 46; 293-79-48

Платно проводится компьютерное профориентационное тестирование и собеседование с психологом по его результатам; в случае необходимости (по состоянию здоровья) предлагается консультация физиолога; предоставляется информация о профессиях,   а также об учебных заведениях республики – специальности, условия поступления, конкурс и проходные баллы последней вступительной кампании.

2) Сектор профориентации управления занятости населения Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома: г. Минск, ул. Брилевская, 3.

Бесплатно помогают с выбором професии детям-инвалидам; детям, лишённым попечения родителей; подросткам, не поступившим в учебное заведение и не трудоустроившимся после окончания  школы. Проводится компьютерное профориентационное тестирование и собеседование с психологом по его результатам. Предлагаются различные профориентационные мероприятия. Имеется полная информация о профессиях, учебных заведениях, условиях поступления, возможностях профессионального обучения и трудоустройства по полученной специальности, о ситуации на рынке труда и услугах службы занятости.

3) Научно-методическое учреждение Белгосуниверситета «Республиканский центр проблем человека»: г. Минск, ул. Ленинградская, 16, к.105; 209-54-75

Платно проводится компьютерная психофизиологическая диагностика, в распечатанном виде выдаются её результаты – описание личностных особенностей, памяти, стрессоустойчивости, способностей к обучению и др., а также рекомендуемые направления профессиональной деятельности. Рекомендуется тестирование  с 16 лет.

 

Психолог УЗ ГКДПД                                                           А.В. Леуненко

Справки в регистратуре по телефону
+375 17 320 88 71
+375 17 397 37 15

Предварительная запись на
платные услуги:

+375 17 317 87 13