ул. Я. Лучины, 6-1н, 220112, г. Минск
lpudppnd@mail.belpak.by

Справки в регистратуре по телефону:
+375 17 320-88-71

понедельник-пятница 8:00-20:00

Родителю о домашнем насилии

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)


Понятия «дом» и «насилие» кажутся несовместимыми. Дом дает защиту, безопасность, любовь и возможность открываться и развиваться способностям ребенка и взрослого. Однако в мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступника на улице, не от незнакомого случайного агрессора, а от близкого, родного человека. А психологическое насилие как вид воспитания наносит еще большее количество травм.


Домашнее насилие–это повторяющиеся циклы физического, сексуального, психологического, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.


Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно не является ни случайностью, ни досадным эпизодом, а имеет системный характер и проявляется в повторяющихся циклах разных видов насилия. Домашнее насилие не является конфликтом, который можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок. В ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблема, а интересы только одной стороны - обидчика, целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого.


Второе отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в том, что оно происходит в отношении к близким людям: супругам, родителям, детям, другим родственникам, т.е. тех людей, кто рассчитывает на безопасность и любовь.


Третья важная особенность домашнего насилия - чаще всего его жертвами становятся женщины и дети. Свидетели насилия (например, дети) также подвержены травматизации и переживают те же психологические последствия, что и жертва. Это важно знать матерям, сохраняющим отношения с агрессором «ради детей», или по другим причинам.


Нередко люди оправдывают насилие, руководствуясь теми стереотипами-мифами, которые прочно укоренились в общественном сознании.


1 МИФ Домашнее насилие - не преступление, а семейное дело, в которое не принято вмешиваться


РЕАЛЬНОСТЬ: домашнее насилие - это уголовно наказуемое преступление. Существует уголовная ответственность за отдельные виды преступлений: телесные повреждения, побои, истязания, оскорбления, изнасилования и т.д., независимо от того, что это деяние совершил родной человек.


2 МИФ Женщины, дети сами провоцируют насилие


РЕАЛЬНОСТЬ: от поведения женщины, ребенка в ситуации домашнего насилия ничего не зависит. Большинство женщин рассказывают, что муж часто находит совершенно противоречивые поводы, чтобы оскорбить или избить ее или ребенка.


3 МИФ Домашнее насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.


РЕАЛЬНОСТЬ: это может случиться в любой семье. Обидчиками могут быть представители различных профессий и социальных слоев.


4 МИФ "Я остаюсь ради детей, им нужен отец"


РЕАЛЬНОСТЬ: ребенок, в первую очередь, нуждается в любви, заботе, поддержке и понимании. И если вместо этого ребенок живет в ситуации стресса и напряжения, агрессии и насилия - все это отражается на его психическом здоровье.


5 МИФ Причиной насилия является потеря контроля над собой в результате употребления алкоголя


РЕАЛЬНОСТЬ: действительно, алкоголь снижает способность адекватно реагировать на различные ситуации, но среди обидчиков много мужчин, ведущих здоровый образ жизни.


6 МИФ Домашнее насилие существовало всегда и везде - бороться с ним бесполезно


РЕАЛЬНОСТЬ: для сравнения картины в разных обществах: в США, где система борьбы с домашним насилием развита очень хорошо, в год погибает примерно 2 000 женщин, в России - около 14 000.


Физическое насилие это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.


В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, избиения, истязания, сотрясения, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и др. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Физическое насилие может проявляться в виде действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; запирают на длительное время, лишая еды и питья. Сюда же можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя что-то делать , шумят, мешая спать или учить уроки и др.


Признаки того, что ребенок стал жертвой физического насилия: необъяснимо возникшие кровоподтеки; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от вере­вочной петли); след от укуса на коже; наличие на голове участков кожи без волос; следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме «варежки» или «носка», от утюга); необъяснимые переломы костей, вывихи, раны; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы по­чек, мочевого пузыря).


Осо­бенности поведения ребенка – жертвы физического насилия: испытывает страх при приближении к нему родителя; он пассивен или повышенно агрессивен; у него появились необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадост­ный, теперь он постоянно грустен, задумчив, замкнут); он чувствует страх перед возвращением домой; учащаются случаи причинения себе вреда — саморазрушаю­щего поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение); побеги из дома; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.


Физическое насилие — явление распространенное в нашем обществе. Основные причины, провоцирующие взрослых применять меры физического воздействия: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.


Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведе­нием агрессивного родителя, вырабатывает свою агрессивную модель по­ведения. Но выражение гнева по отно­шению к насильнику бывает слишком опасно или не приносит результата, поэтому гнев ребенка обращается са­мого себя, вызывая депрессию, ненависть к себе, саморазрушающее поведение. Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, а любое наказание считают справед­ливым.


Основными последствиями физического насилия для детей яв­ляются неумение контролировать свою импульсивность, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, чувство страха или жестокость.


Пренебрежение или заброшенность ребенка


Пренебрежение негативно влияет на эмоциональное и психическое развитие ребенка. Родительская забота, тепло и эмоциональная бли­зость создают в ребенке чувство привязанности, которое является основой развития личности ребенка, вселяя уверенность в том, что он желанен, достоин любви и может рас­считывать на своих родителей как на заботливых и учитывающих его потребности людей. Ребенок, привязанный к родителям, использует их как источник безопасности, уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последу­ющих отношений с другими людьми.


Физическое пренебрежение:


  • ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необхо­димого питания, или пищу готовят неприемлемым для него спосо­бом (например, шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать);
  • ребенку не меняют пеленки, памперсы;
  • на плач ребенка не реагируют соответствующим способом (забывают время кормления, не берут на руки, не уте­шают и не пытаются понять причину плача);
  • ребенка одевают не по погоде.

Эмоциональное пренебрежение:


  • равнодушное отношение к потребностям ребенка и отказ в их удов­летворении («отстань, займись сам чем-нибудь»);
  • отсутствие одобрения успехов ребенка;
  • игнорирование ребенка, т. е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
  • нежелание эмоциональной близости с ребенком.

Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регу­лировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебре­гают ребенком, эмоционально отвергают его, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами, лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.


Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются прежде всего в виде эмоциональной неуравновешенности, эмоционального равнодушия, пере­веса отрицательных чувств над положительными.


Пренебрежение здоровьем ребенка:


  • отсутствует регулярная проверка здоровья;
  • родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.);
  • ребенку не покупают необходимые лекарства;
  • в случае серьезной травмы или заболевания не обращаются к врачу;

Пренебрежение образованием ребенка:


  • ребенок часто пропускает занятия;
  • родители вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы;
  • родители не интересуются школьными проблемами и успевае­мостью ребенка.

Частое отсутствие в школе становится причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. Это, в свою очередь, нарастает как снежный ком и формирует страх перед школой и всем, что с ней связано.



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ


Психологическое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потен­циальных способностей.


Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряже­ния, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональ­ной жизни. К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:


  • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социаль­ного общения;
  • угрюмость, отказ от обсуждения его проблем;
  • оскорбление ребенка, брань, издевки;
  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
  • предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;
  • запугивание наказанием

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на ос­нове ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:


  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, имеет сниженное настроение;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается ;
  • замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
  • приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм, развлечениям

Психологическое насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем. «Не трогай, опять сломаешь», «дурак, неумеха, бестолочь», «откуда руки растут», «в кого такой уродился» - что только не услышишь, когда родители ругают ребенка за какую-либо провинность или оплошность. Воспитание ребенка в условиях, когда родители систематически унижают и оскорбляют его, выражают неверие в его силы и способности, сравнивают с ненавистным родственником, обвиняют во всех неудачах, приводит к деформации личности, ребенок растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им модели поведения в собственной жизни, в том числе, и в общении со своими детьми.


Методы, которыми взрослые добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, вплоть до истязания, обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье. Причины такого воспитания не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев - они совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка! В основе психологического насилия родителей по отношению к детям лежат их собственные психологические проблемы, которые они пытаются решить за счет детей.


Родители могут не осознавать своих психологических проблем, не бороться с ними и продолжать изо дня в день из лучших побуждений «отравлять» детство собственных детей. Но ведь вред, нанесенный по незнанию или неосторожности, не перестает быть вредом. Такие родители больше всего ценят послушание и воспитывают детей в духе безусловного подчинения.


Психолог Алиса Миллер в книге «Для твоего собственного блага» назвала такие принципы воспитания "отравляющей педагогикой" и описала основные установки, которыми руководствуются родители – тираны.


Любовь детей к родителям – это их обязанность.


Родители заслуживают уважения просто потому, что они родители.


Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.


Высокая самооценка – это плохо.


Низкая самооценка – это хорошо, так как делает людей бескорыстными и способными к самопожертвованию.


Нежность и любовь к детям вредны.


Суровость, холодность, грубость по отношению к детям – хорошая подготовка к жизни.


Удовлетворять детские желания – значит баловать детей.


Притворная благодарность детей лучше, чем честная неблагодарность.


То, как ребенок себя ведет, важнее, чем то, что он на самом деле думает и кем на самом деле является.


Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми.


Родители всегда правы.


Если добросовестно следовать правилам «отравляющей педагогики», в результате вы получаете ребенка с «убитой» душой, который, вырастая, сам становится «душегубом».


Если воспитание сводится только к соблюдению набора последовательных строгих правил, и ребенок не получает душевного тепла, то впоследствии ему будет трудно выражать свои добрые чувства; его всегда будут преследовать депрессивность, подавленность, мучительное, терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Родители с помощью «отравляющей педагогики» могут вырастить лишь жестоких, бессердечных людей или пугливых неудачников.


Главное желание родителей в наши дни — это успешная социализация ребенка. Поэтому ребенок считается "хорошим", когда ведет себя социально одобряемо: слушается старших, вежливо здоровается и т. д. Он по-прежнему "должен" родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои (как в прошлые века), а быть социально успешным: хорошо учиться, быть лучшим — таким, чтобы родители могли им гордиться. Социальные успехи ребенка становятся престижем родителей. И нередко он оказывается виновным, если "не оправдал доверия": "Лучше бы я пошла работать, чем с тобой сидела!", "Я столько в тебя вложил(а)!" — то и дело слышит ребенок от родителей. Физический контроль сменяется психологическим: телесным наказаниям предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж ("Веди себя хорошо, и тогда я...", "Мальчики никогда не плачут"). Миллион условностей, а про безусловную любовь опять забывают!


В отношениях с детьми необходимо выработать для себя следующие правила:


Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.


Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.


Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.


Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.


В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.


Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывает­ся на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чув­ствам, естественности педагогических воздействий – и разумной требовательности, формировании чувства долга и ответственности у детей.



Телефоны и организации помощи гражданам, пострадавшим от насилия


Телефон экстренного вызова милиции: 102


Республиканская приемная Национальной комиссия по правам ребенка: Минск, ул. Кирова,16, каб. 1 тел. 227 31 38


Телефон «ДОВЕРИЯ» МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми 218-72-22


Телефон доверия для детей и подростков (круглосуточный) 8 (017) 263 03 03


Телефон доверия для взрослых 8(017) 290 44 44 (круглосуточный)


ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» Кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей: 8(017) 247-32-32 (круглосуточно)


Программа «Ла Страда». Помощь пострадавшим от бытового насилия 8(017) 295-31-67 (ежедн. 9.00-21.00) lastrada@infonet.by


  • Горячая линия по вопросам жестокого обращения с детьми 8801100 16 11

  • Общенациональная бесплатная горячая линия 8-801-100-8-801 для пострадавших от домашнего насилия.

Международное общественное объединение «Понимание» 220140 г. Минск, Беларусь, ул. Лещинского дом 8, корпус 5, к.к. 403-404, Тел/ факс: 8-017-259-48-83

 
 

Справки в регистратуре по телефону
+375 17 320 88 71
Время работы с 07.30 до 20.00

ул. Я. Лучины, 6-1н
220112, г. Минск
lpudppnd@mail.belpak.by

Телефоны:
Приемная факс: +375 17 319 88 72,
Регистратура +375 17 320 88 71