ул. Я. Лучины, 6-1н, 220112, г. Минск
lpudppnd@mail.belpak.by

Справки в регистратуре по телефону:
+375 17 320-88-71

понедельник-пятница 8:00-20:00

2 апреля - Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии; ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. При аутизме страдает не какая- то одна функция или небольшое количество функций, а психика в целом.


В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу пациентов, нуждающихся в специализированной помощи. Пациенты с РАС имеют те же проблемы, что и дети страдающие аутизмом, они требуют тех же схем наблюдения, лечения, реабилитации, социальной адаптации и социального функционирования.


Актуальность развития помощи лицам с расстройствами аутистического спектра[1] (РАС[2]) определяется несколькими факторами:


  • высокой и постепенно увеличивающейся частотой встречаемости (примерно 1% населения);
  • сложностью и многообразием клинической картины;
  • трудностями диагностики и дифференциальной диагностики;
  • недостаточной эффективностью лечебно-коррекционного процесса. Чем раньше начинается такая работа, тем в большей степени можно рассчитывать на пластичность нервной системы и психики как важнейшего фактора компенсаторных процессов. Кроме того, многие признаки РАС формируются в течение достаточно длительного периода (несколько лет), и, благодаря этому, ранее вмешательство может способствовать смягчению проявления многих симптомов этого нарушения развития.


В то же время, ранее установление диагноза РАС встречает значительные трудности. Это связано с несколькими обстоятельствами:


  1. В раннем возрасте симптомы аутизма, как и многих других нарушений развития, проявляются в незрелых, трудных для выявления формах;
  2. Некоторые из симптомов, особенно стереотипные формы поведения, встречаются в раннем возрасте и в норме, причём достаточно широком диапазоне по степени выраженности и времени проявления, что затрудняет диагностику;
  3. Многие проявляющиеся в раннем возрасте симптомы аутизма встречаются и при других нарушениях развития;
  4. Психопатология аутизма в раннем детском возрасте разработана очень неравномерно.


С учётом приведённых обстоятельств установление диагноза РАС становится достаточно надёжным лишь в возрасте 3-4 лет. В то же время, психолого-педагогические коррекционные занятия можно и нужно начинать в более раннем возрасте, и это даёт уже в школьном возрасте более чем 10%-ный прирост удовлетворительной социальной адаптации и, несмотря на определённый неизбежный процент диагностических ошибок, обеспечивает положительный экономический эффект (Р.Макольд, П. Макольд, 2004; Р. Маколд, П. Маколд, 2009; Bishop et al., 2008).


Диагностика РАС должна строиться в соответствии с официально принятым классификатором МКБ-10 (F84, общие (первазивные) расстройства развития , однако МКБ-10 и DSM-IV разработаны на основе исследований детей более старшего возраста и взрослых и недостаточно сориентированы на ранний возраст. В то же время, разработано большое количество разнообразных тестов, вопросников, адресованных родителям или другим людям (няням, домашним воспитателям и т.п.), хорошо знающим ребёнка с аутизмом, и/или профессионалам. Эти диагностические инструменты различаются по целевому контингенту (дети с аутизмом, с нарушениями коммуникации, с различными нарушениями развития), возрастным характеристикам обследуемых, спектру исследуемых функций (социальное взаимодействие, коммуникация, речь, игра, символизация и др.), по чувствительности, сензитивности, положительной и отрицательной предсказательной силе и другим характеристикам тестов. Правильный выбор диагностических инструментов такого рода очень важен, но, по заключению отечественных и зарубежных специалистов, наиболее надёжным является диагноз, установленный на основе информации, полученной из разных источников и разными способами. При этом ведущую роль отдают клинической диагностике, включающей динамическое наблюдение, тщательный сбор и внимательный анализ анамнестических данных. К сожалению, функциональные и рентгенологические методы, лабораторные исследования не располагают в настоящее время маркерами аутистических расстройств и носят в основном вспомогательный характер.


Влияние эпидемиологических факторов на частоту встречаемости РАС.


Не влияют


  • национальный;
  • географический;
  • расовый;
  • социальный;
  • какой ребенок по порядку рождения;


Влияют


  • возраст отца, чем старше, вероятность рождения ребенка с аутизмом выше;


Возможно влияют


  • возраст матери;


Этиология.


Общие концепции.


  • психогенная; Нарушение эмоционального контакта с матерью.
  • кумулятивного риска; Считается, что идет накопление генетических мутаций.
  • информационного шока; Считается, что при нарастании потока информации, возникает уход от реальности.
  • биологическая; Главное направление.


Вклад этиологических факторов.


  • Наследственность 20-65 %;
  • Экзогения 25-80%;
  • Наследственные факторы.
  • Конкордантность для монозиготных близнецов 90-93%;
  • Дизиготных 0-10%;


Вывод: наследование не моногенное, определенную роль играют экзогенные факторы.


Семейный анамнез.


Риск рождения 2 ребенка в семье с аутизмом от 4-10%;


Если 2 первых с аутизмом, то у 3 – до 50%.


Изменение числа копий, вариации количества копий четко связаны с возрастом отца. С аутизмом связывают порядка 17-20 генов.


Симптомы аутизма.


Аутизм представляет собой совокупность основных симптомов, которые можно встретить у любого больного, в сочетании с рядом других симптомов.


Базисные симптомы (встречаются у всех)


  • Нарушение социального функционирования
  • Нарушение развития навыков общения
  • Необычная способность к символическим играм
  • Ограниченность интересов и стереотипное поведение
  • Начало до 3 лет.


Дополнительные симптомы


  • Необычные моторные стереотипии
  • Когнитивные нарушения
  • Нарушения эмоционального реагирования
  • Неврологические нарушения
  • Поведенческие нарушения


Как нарушается социальное функционирование?


Социальное функционирование нарушается всегда. Степень его различна, от странностей в социальном взаимодействии, в случае с синдромом Аспергера, до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомыми и сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких.


Социальные нарушения включают в себя:


  • недостаточное использование зрительного контакта;
  • не скучают в отсутствии родителей и редко радуются при их появлении;
  • испытывают затруднения как в распознавании у окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния (через телодвижение, мимику).


Нарушения навыков общения.


Коммуникативный дефицит намного глубже, чем простое нарушение навыков устной речи.


  • не указывают на предметы, не показывают их;
  • не пытаются привлечь внимание родителей взглядом;
  • речь может не развиться вообще (50%)
  • перед началом речи нет лепета;
  • могут быть болтливыми, но не могут поддерживать беседу;
  • не схватывают юмор и иронию в разговоре.


Какие странности в поведении характерны для аутизма?


  • не играют с обычными игрушками;
  • неадекватная повторяемость одного действия;
  • потребность навязчивого характера в сохранении постоянства окружающего их предметного мира;
  • наблюдение за текущей водой, движущимися и вращающимися предметами;
  • при хорошо развитой речи, темы общения ограничиваются вокруг очень специфических областей.


Как часты когнитивные нарушения?


Интеллект у аутичных детей чаще всего нарушен.


  • 40-60% имеют тяжелую и умеренную умственную отсталость
  • 20-30% легкую умственную отсталость
  • 17% пограничный уровень
  • 3% показатели средние и выше среднего


Основу систематики современных подходов к коррекции можно представить следующим образом:


I Традиционные (основные) подходы:


1.медицинские;


2. психолого-педагогические;


II Альтернативные (вспомогательные) подходы:


  1. Альтернативные варианты медико-биологических воздействий;
  2. Альтернативные варианты психолого-педагогических воздействий;


Основные методы, как правило, направлены на коррекцию основных проблем ребенка с аутизмом.


Вспомогательные методы не решают основных проблем, но при определенных условиях могут создавать более или менее действенные предпосылки для их решения.


Пожизненный характер патологии при РАС, отсутствие не только гарантий успеха коррекционной работы, но и относительно твердого прогноза создают серьезные психологические проблемы. Родители часто воспринимают диагноз аутизм, как приговор, диагноз нередко вытесняет реальные проблемы ребенка, толкает родителя не на использование современных возможностей помощи, а на поиск недостижимого «полного излечения».


Медикаментозные мероприятия


1. Медикаментозное лечение при современном уровне знаний не является каузальным (воздействующим на причину) методом лечения аутистических синдромов.


2. В каждом случае использование медикаментозных методов требует четкого анализа проблемы детальной диагностики и тщательного учета баланса между желательным эффектом и нежелательными побочными эффектами.


3. Так как медикаменты пока не действуют на причину расстройства, их назначают в соответствии с целевыми симптомами или синдромами (например, страх, депрессия, агрессивное поведение, самоповреждения).


4. Есть точные данные о механизмах действия препаратов. Но эти сведения еще не всегда используют. Важной задачей специалистов-медиков, занимающихся аутистическими расстройствами (главным образом детско-подростковых и взрослых психиатров), является распространение этих знаний как среди врачей, так и среди других специалистов смежного профиля, а также среди родителей. Стойкое предубеждение против медикаментозного лечения не способствует улучшению состояния пациентов, страдающих аутизмом.


Реабилитация аутистов представляет собой процесс взаимодействия, требующий приспособления, как со стороны пациентов, так и со стороны окружающих их людей. Но в основе этого взаимного процесса - право аутиста быть самим собой и непохожим на других, что является характеристикой его личности и должно признаваться обществом.


 


Главный внештатный детский психиатр КЗ МГИК                           В.С.Кирилюк


 




 


Информационные материалы к «Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма» (2 апреля)


Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.


Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии; ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Это модель искаженного психического развития. Современные классификации рассматривают аутизм, как общее «первазивное» (всеохватывающее, всепроникающее) нарушение развития. Это подчеркивает тот факт, что при аутизме страдает не какая- то одна функция или небольшое количество функций, а психика в целом.


В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу пациентов, нуждающихся в специализированной помощи. Пациенты с РАС имеют те же проблемы, что и дети страдающие аутизмом, они требуют тех же схем наблюдения, лечения, реабилитации, социальной адаптации и социального функционирования.


"Как много людей имеют диагноз «аутизм»?" — это один из наиболее часто задаваемых вопросов и, увы, также один из наиболее сложных для ответа.


По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.


Даже если предположить, что рост количества зафиксированных случаев заболевания аутизмом наблюдается за счет совершенствования методов диагностики, нужно признать, что число людей с РАС в современном мире действительно растет. Тем не менее, речь не идет об эпидемии в прямом понимании этого слова. В Республике Беларусь под наблюдением врачей-психиатров с РАС в 2015 году состояло 870 детей, что составляет 1,1 % от всех детей, наблюдавшихся у врача-психиатра.


На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте, потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и, что именно нарушается у такого ребенка. Прошло более 50-ти лет с тех пор, как Лео Каннер впервые описал синдром классического аутизма. За прошедшее с тех пор время результаты исследований и клинической работы привели к расширению концепции аутистических расстройств.


На данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление аутизма: генетическая (специфические хромосомные аномалии), теория, основанная на воздействиях окружающей среды (воздействие на организм тяжелых металлов), иммунологическая (гипертрофическая реакция организма на «триггер»), метаболическая (нарушение обмена веществ, аналогичное фенилкетонурии) или неврологическая (синдром Ландау-Клеффнера и аналогичные расстройства). Однако, ни одна из существующих теорий, не может до конца объяснить природу данного расстройства.


Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком - представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар - остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Конечно, взрослый человек мог бы как-то приспособиться даже к таким трудностям, но ребенок с РАС испытывает их с самого рождения. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться. Именно такое искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию защитного механизма, который «отгораживает» такого ребенка от воздействий внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, искажая все его развитие. У таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина: ребенок с аутизмом может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки. Игра, если ее можно так назвать, весьма своеобразна. Она заключается в манипулировании какими-то, часто не игровыми предметами: переливание воды, любование бликами, выкладывание палочек в ряды. При этом попытки вмешаться, изменить или остановить игру вызывают бурный протест.


Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому, что любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару.


Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.


Аутизм одно из тех заболеваний, которое кроме нарушений психического здоровья, имеет ряд социально значимых последствий: проблемы социальной адаптации; проблемы обучения, профессиональной подготовки; значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза аутизм) для семьи и ближайшего окружения пациента.


В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.


Помощь детям с расстройством аутистического спектра.


В настоящее время нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что если вовремя оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные  проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются коррекции.


Доступность и качество оказания психиатрической и психотерапевтической помощи являются двумя важными составляющими, определяющими эффективность лечения и реабилитации детей, страдающих любой формой психической патологии.


В последние годы изменились подходы к организации и оказанию психиатрической помощи детям с РАС с акцентом на оказание помощи в амбулаторных условиях.


Коррекционная работа детей с аутизмом в обязательном порядке носит комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого ребенка с РАС необходим индивидуальный подход по подбору, как лекарственных средств, так и основных психолого-педагогических стратегий.


Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом требуют тесного взаимодействия образовательной и медицинской системы, общественных организаций, преемственности во взаимодействии учреждений образования и учреждений здравоохранения, оказывающим психиатрическую помощь детям.


Важными факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участие родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка (членами семьи). Семейное консультирование и семейная психотерапия являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям.


 


Главный внештатный

детский психиатр

Министерства здравоохранения

Республики Беларусь                                                        О.С.Литвинова

 
 

Справки в регистратуре по телефону
+375 17 320 88 71
Время работы с 07.30 до 20.00

ул. Я. Лучины, 6-1н
220112, г. Минск
lpudppnd@mail.belpak.by

Телефоны:
Приемная факс: +375 17 319 88 72,
Регистратура +375 17 320 88 71